(Russian-русский) Русский мир приходит в Европу

ORIGINAL LANGUAGES, 28 Apr 2014

Борис Межуев — Известия

КонецРоссийскойизоляции иновый союзс Европой

Прямая линия президента Путина — прекрасное поле для своего рода геополитической герменевтики. Очевидно, что глава государства попытался в своем четырехчасовом общении высказать свои глубинные представления о геополитических реалиях Европы, и стало видно, что он имеет на этот счет целостную систему взглядов, которая динамична, открыта для коррекции в связи с новыми реалиями, но тем не менее в своих основах довольно определенна.

Прежде всего Путин дал понять, что по-прежнему считает Европу — от Лиссабона до Владивостока — единым организмом, причем цивилизационно единым организмом. В признании, что Европа и Россия относятся к единой цивилизации, содержался, кстати, косвенный выпад против Министерства культуры c его «Основами», согласно которым, как мы помним, «Россия не Европа». Но посрамлен остался и автор этих строк, призвавший некоторое время назад к «разделению цивилизаций», то есть демаркации границ между теми землями, что тяготеют к России, и теми, что всеми силами стремятся в Европу.

Путин всячески давал понять, что не рассматривает эти геополитические векторы — европейский и, условно говоря, евразийский — в качестве альтернативных. Я думаю, в каком-то смысле в этом и заключалось главное послание его сегодняшнего разговора.

Да, разумеется, Россия не приемлет продвижение к нашим границам блока НАТО. Но всё дело в том, что этот коллективный договор о безопасности игнорирует интересы России — если бы НАТО могло включить каким-то образом нашу страну, многие проблемы исчезли бы.

Да — для России неприемлемо навязывание суперлиберальных ценностей в области морали, но в этом вопросе мы как раз оказываемся заодно с тем моральным большинством Европы, позицию которого боятся высказать официальные политики, слишком зависимые от Вашингтона и Брюсселя. Как сказал президент о явно любимой им Германии — там политики почти шепотом говорят в кулуарах между собой, опасаясь американской прослушки. Впрочем, признал Путин, позиция большинства всё же не может полностью быть отброшена политической элитой, свидетельством этой невозможности надо считать успех Виктора Орбана и его соратников в Венгрии и в целом континентальное наступление европравых.

Европа для Путина не чужая цивилизация, Европа — своего рода поле боя, боя между чуждым России либеральным индивидуализмом и близким ей евротрадиционализмом, до сих пор находившимся в плену у Атлантики. Русский мир, о котором говорил президент в конце прямой линии, — сообщество людей различных национальностей, говорящих по-русски и живущих в разных регионах мира, людей со своим особым генетическим кодом, людей, не боящихся смерти и презирающих бессмысленный житейский уют, — этот мир способен дать современной Европе то, чего ей, по-видимому, не достает — а именно мужество не подчиняться внешнему и культурно чуждому диктату.

Путин в ответах на вопросы прессы давал понять, что хорошо знает и уважает лидеров Европы, что это все очень достойные и глубоко профессиональные люди, но все они повязаны некоей глубоко ложной идейной солидарностью — одновременно антиконсервативной и антироссийской. Им нельзя встать на позицию России в конфликте с Украиной, отчаянно устремившейся в ЕС, и даже в том случае, когда господствующая в ней внешне проевропейская сила нарушает закон в своем стремлении к власти и произносит антисемитские речи.

Но при этом до чуткого уха доносится рев глубинной, настоящей Европы, которая как раз не может взять в толк, а почему Европейский союз, который и так трещит по швам, должен включать в себя разорившуюся, бедную и нестабильную Украину, и которая видит в Путине самую рациональную силу на континенте от Лиссабона до Урала, свободную и от контроля со стороны Америки, и от давления неких непрошеных союзников на Востоке.

Русский мир приходит в Европу для того, чтобы официальная Европа наконец услышала своего избирателя, о котором евробюрократия, подчиненная Вашингтону, надолго забыла. Да и мы не понимали долго, что там происходит в тишине европейских кабинетов, пока нам и всему миру об этом не поведал Эдвард Сноуден.

Примерно тот же самый призыв адресовал Путин и Западу внутреннему — услышьте голос большинства, в данном случае большинства своей собственной страны, перестаньте воевать с его мнением, а если воюете, не удивляйтесь отпору. Но при этом — и составом участников встречи, и компромиссными заявлениями по поводу либеральных СМИ — было показано, что наступление на внутренний Запад прекращается, и радикально жесткая риторика — что по отношению к Украине, что по отношению к «Дождю» — теперь не приветствуется. Даже для Обамы президент нашел какие-то теплые слова.

В общем, согласно мысли президента, наступила интересная эпоха борьбы за европейскую идентичность — эпоха отвоевывания всего континента, эпоха нового похищения Европы. Экономическая прагматика сохраняет свое значение, но это значение уже не приоритетно — нефть и газ — теперь аргументы в гораздо более существенном споре. Споре умов. Споре идей. Если победит в этом споре русский мир, в семье европейских народов найдется место — и возможно, самое приоритетное — новой ЕвроРоссии со всем ее многочисленным и разнородным населением. Победит Атлантика — и верх возьмет цивилизация, списанная с антиутопий Олдоса Хаксли или Энтони Берджесса, — обессиленный мир с культом гедонистических удовольствий и забвением слов «Родина», «Семья» и «Бог».

Получается, что Россия, приобретя Крым, не уходит из Европы, но наконец в нее возвращается после двадцатилетней изоляции и пребывания на отдаленном от судеб континента русском острове. И пока внутренний Запад проклинает за нынешнюю ситуацию мыслителей и ученых, говоривших все эти годы об особости России, Путин празднует триумфальное возвращение нашего государства в европейскую цивилизацию, и не как непрошеного гостя, но в каком-то смысле как ее грядущего освободителя.

_______________________________

БорисМежуевявляетсярусский философижурналист.

Go to Original – izvestia.ru

Share this article:


DISCLAIMER: The statements, views and opinions expressed in pieces republished here are solely those of the authors and do not necessarily represent those of TMS. In accordance with title 17 U.S.C. section 107, this material is distributed without profit to those who have expressed a prior interest in receiving the included information for research and educational purposes. TMS has no affiliation whatsoever with the originator of this article nor is TMS endorsed or sponsored by the originator. “GO TO ORIGINAL” links are provided as a convenience to our readers and allow for verification of authenticity. However, as originating pages are often updated by their originating host sites, the versions posted may not match the versions our readers view when clicking the “GO TO ORIGINAL” links. This site contains copyrighted material the use of which has not always been specifically authorized by the copyright owner. We are making such material available in our efforts to advance understanding of environmental, political, human rights, economic, democracy, scientific, and social justice issues, etc. We believe this constitutes a ‘fair use’ of any such copyrighted material as provided for in section 107 of the US Copyright Law. In accordance with Title 17 U.S.C. Section 107, the material on this site is distributed without profit to those who have expressed a prior interest in receiving the included information for research and educational purposes. For more information go to: http://www.law.cornell.edu/uscode/17/107.shtml. If you wish to use copyrighted material from this site for purposes of your own that go beyond ‘fair use’, you must obtain permission from the copyright owner.

Comments are closed.